ИНЕТРНЕТ МАГАЗИН Варвара Рукодельница ВРЕМЕННО НЕ РАБОТАЕТ
Приносим Вам свои извинения!

Варвара рукодельница



Интернет-магазин Варвара Рукодельница ВРЕМЕННО НЕ РАБОТАЕТ
Приносим Вам свои извинения!


* * * * *

Кто такая Варвара Рукодельница?

Подыскивая информацию для описания нашего Интернет-магазина мы наткнулись на интересную легенду о Варваре. Читать...



Назад
История Вышивки.
С чего все начиналось
Ученые утверждают, что одежда, как способ украсить себя, свое тело, появилась не на первобытном этапе развития человечества, а гораздо позже. Но тяга к прекрасному появилась у человека практически в тот же момент, как он поднялся с четырех ног на две. И одно из доказательств тому – раннее появление в истории человечества такого явления как декоративно-прикладное искусство и в частности вышивка.

Уже первая одежда (добытые шкуры первобытных животных) не просто обматывалась вокруг тела с целью согреться, а украшалась своеобразными швами-крестами (в качестве иглы использовались заточенные камни, а в качестве ниток – жилы). Вот такая первобытная мода. Именно с нее и началась история вышивки как таковой и история вышивки крестом в частности.

Развлечение Богов

Так продолжалось ровно до тех пор, пока ткань не вытеснила мех и шкуры. Уже VI-й век до н.э. ознаменовался первыми попытками создать рисунок на ткани с помощью нитей. Абсолютно все мировые историки склонны считать, что искусство вышивки появилось в Азии и оттуда распространилось по всем уголкам мира. В разных регионах ткань для вышивки выбирали разную. Так в Китае и других странах Азии, где вышивка (крестом, гладью, а уж тем более серебром или золотом), была привилегией представителей высших слоев общества, предпочитали вышивать на шелке; в странах с развитым животноводством (Греция, Рим, Македония) – на шерсти; в Египте и Древней Руси на льняных тканях; в Индии на хлопке.

Но независимо от того, какая ткань выбиралась для вышивки, к вышитой одежде и ритуальным предметам (ведь история вышивки – это не только история вышитой одежды) всегда относились очень бережно, даже почтительно. И на то есть свои причины: у древних славян, например, вышитые на ткани узоры сразу приобрели ритуальное значение (такими узорами привлекали благосклонность богов), а древние греки сразу же приписали изобретение вышивания богине Минерве (кстати, смертные уже тогда перещеголяли Богов в искусстве вышивания, и сделала это простая девушка по имени Арахна).

Как появился «крестик»

Интересно, в первую очередь, то, что история вышивки благополучно пережила все этапы развития цивилизации и даже ранняя христианская эпох а и разгул инквизиции не уничтожили этого великолепного искусства, а наоборот, дали ему новые возможности для развития. Так ранняя христианская эпоха в истории вышивки ознаменовалась изобретением вышивки серебром (да, вышивка серебром появилась на несколько веков позже, чем вышивка золотом), а также появлением вышитых узоров на конской сбруе, плащах воинов (некоторые из этих произведений искусства можно и сегодня увидеть в музеях).

В средние века вышивка украсила и предметы культа (одежду священников, покрывала и стяги). Кроме того, именно христианская эпоха дала рождение такому явлению как вышивка крестом, который стал новым оберегом, заменившим языческие символы. Плюс ко всему, вышивка крестом изменила и концепцию создаваемых узоров: история вышивки крестом – это начало «золотого века» для орнаментов, построенных на геометрических фигурах и пропорциях.

Восток – дело тонкое…

Если на Западе вышивка была доступна лишь дамам знатного происхождения, и роскошными узорами украшали в основном одежду или ритуальные предметы, то на Востоке вышивкой занимались не только «избранные» девушки из высшего общества, но и простые наложницы, а степень богатства вышивки намного превосходила западные аналоги.

Так на Востоке знаменитым воинам, полководцам, султанам или калифам вышивали не только одежду или сбрую их коней, но и седла, и сапоги, и шатры. И всегда с применением самых дорогих материалов: золота, серебра, драгоценных камней и камней-самоцветов. Кроме того, нужно отметить, что вышивка крестом – прерогатива славянских стран, на востоке она практически не использовалась, ее заменяла богатая вышивка золотом, бисером, камнями или лентами.

Искусство – в массы!

«Элитарность» занятия вышиванием сохранилась вплоть до XVII века, когда снижение цен на ткань и нитки в буквальном смысле привело искусство вышивания в массы. С этого момента начался очень важный этап, без которого история вышивки сегодня вряд ли оказалась бы такой насыщенной и богатой. Дело в том, что как только вышивка оказалась доступна народу, она тут же начала обогащаться: появились новые техники, орнаменты, способы вышивания.

Именно с этого времени буквально каждый населенный пункт во всем мире имеет свою «визитную карточку» - узор или технику. Яркий тому пример – история вышивки крестом на Западной Украине: буквально каждое село вышивало крестиком свой, особый орнамент (калину, кресты, дубы, реки или горы). Отдельно стоит упомянуть о вышитых иконах – этим искусством в совершенстве владели монахини, которые раньше других получили возможность овладеть искусством вышивки. Именно монахиням-вышивальщицам сегодня во многих православных церквях (особенно небольших сельских) можно полюбоваться настоящими шедеврами вышивального искусства.

Современные достижения

Современная вышивка значительно отличается от той, которая была распространена всего 100 лет назад. И дело даже не в том, что значительно изменилась техника или материалы, просто изменилось само назначение вышивки. Если раньше ей придавали сугубо сакральный смысл, а уж потом декоративный, то главная задача современной вышивки – украшать и радовать глаз.

Конечно, во многих селах и деревнях вышитые узоры по-прежнему наделяют функциями оберегов, но это скорее исключение из правил. Кое-кто из ученых считает, что XXI век станет последним, который переживет история вышивки крестом, гладью, бисером, золотом, лентами или серебром, потому что в наш век глобализации и автоматизации уже нет места рукоделию.

Но вышивальщицы во всем мире докажут, что и великие ученые могут ошибаться: вышивка не исчезнет, рукодельницы не забросят иглы и нитки в дальний угол, променяв их на клавиатуру и мышку, потому что когда женщина садится вышивать, она поддерживает незримую нить Ариадны, которая связывает поколения. И эта нить не должна порваться или исчезнуть, иначе вместе с ней исчезнет и род человеческий.



Ваш логин Ваш пароль

Регистрация
Забыли пароль?
Вам понравился магазин?